Елена Налетова:
«Национальная Исследовательская Компания» — это активно развивающаяся компания с амбициозными целями и выверенной стратегией развития»

В условиях, когда наполнение отечественного фармрынка препаратами собственного производства провозглашено важнейшей задачей государства, особые надежды возлагаются на российские предприятия, работающие по современным стандартам и выпускающие актуальные и конкурентоспособные препараты. Таким предприятием, несомненно, является «Национальная Исследовательская Компания» — разработчик высокотехнологичной лекарственной продукции. Сегодня, не оглядываясь на кризис, «Национальная Исследовательская Компания» продолжает активно инвестировать в разработку и внедрение инновационных оригинальных лекарственных препаратов. Как ей это удается, на чем компания фокусирует свои сегодняшние усилия, каковы ее перспективы? На эти и другие вопросы отвечает Елена НАЛЕТОВА, медицинский директор «Национальной Исследовательской Компании».
— Елена Геннадиевна, согласно «Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до
2020 г.», к 2020 г. доля российских препаратов должна быть доведена до 50% от объема фармрынка, а количество российских инновационных препаратов — достичь 200 ЛС. Насколько, по Вашему мнению, реальны эти показатели? Что нужно сделать, чтобы отечественные предприятия выполнили поставленную перед ними задачу?

— Сегодня российская фармацевтическая промышленность уверенно демонстрирует быстрые темпы
роста. Одной из важнейших тенденций последних лет стало увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке, что первоначально было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Для реализации данного проекта необходима государственная поддержка проектов отечественных производителей, в частности по переоборудованию предприятий согласно мировым стандартам качества продукции (GMP), снижение налогов и обеспечение госзаказами российских фармацевтических производств. Важной и неотъемлемой частью является увеличение инвестиций в разработку инновационных лекарственных препаратов и пересмотр довольно сложных процедур регистрации новых ЛС.
— Как известно, «Национальная Исследовательская Компания» — одна из немногих российских компаний, которая разрабатывает и выводит на рынок новые оригинальные препараты. Что позволяет ей успешно справляться с этой задачей даже в нынешних непростых экономических условиях?
— Действительно, «Национальная Исследовательская Компания» осуществляет полный цикл — от разработки до внедрения как лекарственных препаратов, так и медицинского оборудования. Грамотный
выбор стратегии развития, профессионально организованная работа, современная техническая оснащенность, планомерное расширение сферы деятельности, научно-исследовательский подход, следование принципам доказательной медицины — вот базовые принципы, руководствуясь которыми «Национальная Исследовательская Компания» вышла на современный уровень развития.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о компании. Какова ее структура? На каких конкретных направлениях она концентрирует свои усилия?
— Компания представлена во всех регионах РФ, Белоруссии, Украине, имеет высокий кадровый потенциал. Мы сотрудничаем с ведущими медицинскими и научно-исследовательскими учреждениями России. Основными направлениями являются: мероприятия, направленные на сохранение репродуктивного здоровья нации, в частности по улучшению репродуктивного здоровья женщин, снижению заболеваемости и связанных с ней репродуктивных потерь при цитомегаловирусной и герпесвирусной инфекциях. разработка и внедрение безопасных и эффективных противовирусных препаратов для детей.
— Самый известный продукт «Национальной Исследовательской Компании» —Панавир. Когда был разработан и выведен на рынок этот препарат? В чем секрет его востребованности?
— Появлению Панавира на рынке предшествовали длительные многолетние исследования как
противовирусных, так и различных его токсикологических свойств. Испытания показали отсутствие мутагенного, тератогенного, канцерогенного, аллергизирующего и эмбриотоксического действия.
Уникальность препарата Панавир в том, что он одновременно проявляет и прямое противовирусное действие (блокируя синтез вирусных белков), и иммуномодулирующее (стимулируя синтез интерферонов), что позволяет использовать его в монотерапии вирусных инфекций, не прибегая к комбинации противовирусного препарата и иммуномодулятора.
— Проводились ли исследования применения Панавира для борьбы с вирусом свиного гриппа AH1/N1? Что они показали?
— Профилактическое и вирусостатическое действие Панавира против вирусов гриппа А и В, аденовирусов было выявлено в доклинических исследованиях известным вирусологом Г.А.Галеговым в НИИ вирусологии им. Д.И.Ивановского РАМН. Были получены блестящие результаты, в т.ч. в опыте с ремантадин-резистентными штаммами вируса гриппа А. В связи с неблагоприятной эпидемической ситуацией заведующей лабораторией этиологии и эпидемиологии гриппа НИИ вирусологии РАМН Е.И.Бурцевой было проведено изучение чувствительности нового пандемического штамма вируса гриппа A(H1N1)v к «Панавиру», показавшей возможность применения Панавира в качестве как лечебного, так и профилактического средства. Были проведены официальные контролируемые рандомизированные клинические исследования Панавира раствора и ректальных суппозиториев в терапии гриппа и ОРВИ. Включение Панавира в комплекс лечебных мероприятий при гриппе и ОРВИ позволит уменьшить тяжесть и длительность большинства клинических симптомов (интоксикация, катаральные симптомы), сократит время пребывания больных в стационаре и риск осложнений, вызываемых этими заболеваниями. В этом сезоне мы предложили потребителям новый продукт Панавир Инлайт для профилактики вирусных инфекций.
— Не могли бы Вы рассказать о новых разработках вашей компании? В каких областях медицины
они будут применяться?

— В стадии разработки и регистрации находятся оригинальные противовирусные, антибактериальные, противогрибковые препараты, иммуномодуляторы, антиишемические, противоинсультные препараты, нейропротекторы, лекарственные препараты в сверхнизких дозах.
— Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами компании? Насколько они амбициозны?
— «Национальная Исследовательская Компания» — это очень динамично развивающаяся компания с амбициозными целями. Компания инвестирует большую часть своей прибыли в разработку и внедрение инновационных оригинальных лекарственных препаратов. Также мы построили свой завод производящий субстанции. И это значит, что у нас появились новые горизонты. Более того, уже сегодня мы собираемся участвовать в мировом фармацевтическом рынке. Восточная Европа, Южная Америка, Ближний Восток — это тоже наш потенциальный рынок, и мы намерены его освоить.

РОССИЙСКИЙ ФАРМРЫНОК В ЦИФРАХ И ФАКТАХ
В 2008 г. объем российского фармрынка составил 420 млрд. руб.
По прогнозу, в 2009 г. объем российского фармрынка превысил 550 млрд. руб.
В I полугодии 2009 г. госпитальный рынок составил 16840 млн. руб.,
ОНЛС — 39610 млн. руб., розничный коммерческий рынок — 182300
млн. руб.
Соотношение дженериков и оригинальных препаратов на
российском рынке в 2008 г. составило 32 и 68% в денежном
выражении и 66 и 34% — в натуральном выражении.
В 2008—2009 гг. в целом по России цена закупленных для
программы ОНЛС импортных ЛС, имевших отечественные аналоги,
составила порядка 1395 руб. Максимальная цена отмечалась в
Уральском федеральном округе — более 1848 руб., минимальная —
в Северо-Западном федеральном округе — 1139 руб.
В I полугодии 2009 г. в целом по России объем закупки за счет
бюджетных средств импортных ЛС, которые также выпускаются
российскими предприятиями, превысил 5 279 145 356 руб. Это
составило 24,5% от общей суммы израсходованных бюджетных средств
на закупку препаратов для программы ОНЛС.
В 2008 г. более 370 закупаемых ЛС (МНН-лекформа) потенциально
могли быть заменены отечественными аналогами.

Ремедиум №1, 2010